Аккумулятор для подруливающего устройства

Согласно международным стандартам стартовый аккумулятор на катере или яхте должен использоваться исключительно для запуска двигателя. Для любых других целей необходима дополнительная аккумуляторная батарея. Эти требования и соображения элементарной безопасности заставляют устанавливать на борту две группы аккумуляторов – стартовую и сервисную. Однако судах размером более 8 м часто появляется третья аккумуляторная группа к которой подключают якорную лебедку или подруливающее устройство

Аккумулятор для якорной лебедки

Носовые якорные лебедки – это устройства для которых на катерах и яхтах часто используют собственную аккумуляторную батарею. Считается, что ток, потребляемый 12 вольтовой лебедкой, слишком велик и, если подключать ее к расположенным на корме сервисным аккумуляторам, то придется использовать, тяжелый и дорогой кабель большого сечения. Если же установить аккумулятор рядом с лебедкой, то можно взять кабель потоньше.

Схема зарядки аккумулятора подруливающего устройства на катере или яхте
Простая схема подключения аккумулятора подруливающего устройства на катере или яхте. Береговым зарядным устройством для всех групп тяговых аккумуляторов служит комбинированный инвертор.  На воде аккумуляторы заряжает генератор двигателя. Носовые аккумуляторы подключаются с помощью реле, которое замыкается когда напряжение на сервисном аккумуляторе повышается до 13,3 Вольт. Во время зарядки от генератора двигателя потери в кабеле могут привести к тому, что напряжение на носовых аккумуляторах окажется слишком низким

Такие рассуждения не совсем верны. Якорную лебедку почти всегда используют при работающем двигателе. Как только лебедка начинает работать напряжение на ее аккумуляторе падает. Регулятор напряжения фиксирует это и выходной ток генератора возрастает. Поэтому кабель от генератора до носового аккумулятора должен быть рассчитан на максимальный ток генератора. Сечение такого кабеля будет не на много меньше, чем у кабеля, подключающего лебедку напрямую к сервисной аккумуляторной батарее. При этом из-за потерь в кабеле, вызванных большим расстоянием до генератора, зарядное напряжение на носовом аккумуляторе по- прежнему будет ниже, чем на сервисном. В результате аккумулятор лебедки будет недозаряжаться, подвергнется сульфатации и раньше времени выйдет из строя

Реле развязки аккумуляторов Sterling Power IFR80
  • Sterling Power IFR1280
  • Напряжение 12 Вольт
  • Активируется сигнальным напряжением
  • Работает в двух направлениях
  • Задержка срабатывания при запуске двигателя     
    Задержка 30 секунд. Включение реле можно также предотвратить, подав на него сигнальное напряжение со стартера
  • IP65
Реле развязки аккумуляторов Sterling Power VSR80
  • Sterling Power VSR80
  • Напряжение 12/24 Вольта     
    Устройство автоматически определяет напряжение в системе
  • Срабатывает автоматически     
    Напряжение срабатывания 13,3 Вольта. Регулируется. Может срабатывать от сигнального напряжения
  • Работает как двух, так и в одном направлении
  • Задержка срабатывания при запуске двигателя
  • Принудительное включение внешним сигналом
  • IP65
Реле развязки аккумуляторов Sterling Power LR80
  • Sterling Power LR80
  • Напряжение 12/24 Вольта. Бистабильное
  • Срабатывает автоматически. Не потребляет ток в замкнутом состоянии     
    Подходит для подключения дополнительного аккумулятора к маломощным источникам тока, таким как солнечные панели и ветрогенератор
  • Работает как двух, так и в одном направлении
  • Задержка срабатывания при запуске двигателя
  • Защита аккумулятора от разряда и перезарядки
  • IP68

Отдельный аккумулятор для якорной лебедки оправдан на больших катерах и яхтах. На этих судах мощность лебедки возрастает одновременно с расстоянием до сервисных аккумуляторов. Оба фактора вынуждают или увеличивать сечение кабеля или соглашаться на дополнительную аккумуляторную батарею на носу.

Однако и в этом случае установки носового аккумулятора можно избежать, если изменить напряжение электрической системы на 24 вольта. Для 24-вольтовой лебедки нужен кабель на четверть меньшего сечения и ее можно подключить к сервисным аккумуляторам.

Аккумулятор подруливающего устройства

Схема зарядки аккумуляторов подруливающего устройства на катере или яхте от генератора ходового двигателя
DC-DC зарядное устройство заряжает две группы аккумуляторов через делитель с нулевым падением напряжения. Потери в кабеле остаются. Поскольку выходное напряжение DC-DC зарядного может быть выше чем напряжение генератора, то даже с учетом потерь в кабеле напряжение на носовых аккумуляторах будет приемлемым для их зарядки

В отличии от якорных лебедок носовые подруливающие устройства потребляют огромный ток. Некоторые модели силой до 700 Ампер. При таком токе значительные потери напряжения в кабеле идущем от сервисной аккумуляторной батареи неизбежны. Поэтому аккумулятор для подруливающего устройства на носу катера или яхты необходим.

Делитель аккумуляторов Sterling Power PSR 122
  • Стартовый и сервисный аккумуляторы
  • Sterling Power PSR122
  • 1 генератор 2 аккумулятора
  • 12 Вольт 120 А
  • 0,6 кг 150x80x120 мм
    Вес и габаритные размеры
Делитель аккумуляторов Sterling Power PSR 123
  • Стартовый, сервисный и подруливающее устройство
  • Sterling Power PSR123
  • 1 генератор 3 аккумулятора
  • 12 Вольт 120 А
    Рабочее напряжение и максимальный непрерывный ток
  • 0,7 кг 150x80x140 мм
Делитель аккумуляторов Sterling Power PSR134
  • Два стартовых, сервисный, подруливающее устройство
  • Sterling Power PSRT134
  • 2 генератора 4 аккумулятора
  • 12 Вольт 2 х 130 А
  • 1,8 кг 150x80x295 мм
Сечение кабеля от аккумулятора подруливающего устройства до генератора должно быть рассчитано на максимальный ток генератора. Однако несмотря на толстый кабель, зарядное напряжение на расположенном в носовой части аккумуляторе, все равно окажется ниже, чем на сервисной аккумуляторной батарее и аккумулятор подруливающего устройства будет заряжаться очень медленно

Потери в кабеле можно уменьшить, увеличив его сечение. Но для того чтобы напряжение на носовом аккумуляторе было около 14 Вольт уже при расстоянии от генератора до подруливающего устройства 8 метров и токе 30 А придется взять кабель сечением около 100 мм2. Очевидно, что такой кабель стоит дорого и его очень неудобно прокладывать.

Схема зарядки сервисного и подруливающего аккумуляторов
Схема зарядки сервисного и подруливающего аккумуляторов. Каждая аккумуляторная батарея заряжается собственным DC-DC зарядным устройством. Потери в кабеле компенсируются зарядным. Две группы аккумуляторов могут быть разного типа. Напряжение носовой аккумуляторной батареи может быть 12, 24, 36 или 48 Вольт

Вместо того, чтобы наращивать сечение кабеля, на носу проще установить небольшое DC-DC зарядное устройство. Силовая часть устройства представляет собой управляемый микропроцессором высокочастотный преобразователь, который поддерживает выходное напряжение 14-15 вольт даже когда входное опускается до 10 Вольт.

Зарядное устройство Sterling Power BB122470
  • Sterling Power BB1260
    Входное напряжение 11-20 Вольт
  • 12->12 Вольт    
    Номинальное входное и выходное напряжение 12 Вольт. Диапазон входного напряжения 11-20 Вольт
  • Максимальный ток 60 А    
    Есть режим 50% мощности
  • Быстрая зарядка постоянным током
  • Режимы для GEL(2), AGM(2), LiFePO4, кальциевых и жидко-кислотных аккумуляторов    
    9 режимов зарядки. Возможность создать собственный зарядный профиль
  • Вес 1,4 кг. Размеры 190 x 160 x 70
    Класс защиты IP21
Зарядное устройство Sterling Power BB1230
  • Sterling Power BB1230
  • 12->12 Вольт
  • Максимальный ток 30 А
  • Быстрая зарядка постоянным током    
    Четырехступенчатый зарядный профиль. Постоянный ток, постоянное напряжение, кондиционирование и поддерживающая зарядка
  • Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
  • Вес 1,2 кг. Размеры 190 x 160 x 50
Зарядное устройство Sterling Power BB1230
  • Sterling Power BB122430
  • 12->24 Вольт    
    Номинальное входное напряжение 12 Вольт. Выходное - 24 Вольта. Диапазон входного напряжения 11-20 Вольт
  • Максимальный ток 30 А    
    Максимальный потребляемый ток
  • Четырехступенчатый режим зарядки аккумуляторов
  • Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
  • Вес 1,2 кг. Размеры 190 x 160 x 50

Кроме стабилизации напряжения DC-DC зарядное ограничивает ток в цепи, а значит носовой аккумулятор можно подключить кабелем гораздо меньшего сечения.  Скорость зарядки возрастает, срок службы носового аккумулятора увеличивается. Разница в стоимости кабеля частично окупает затраты на зарядное и его установка становится разумным и выгодным решением

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

captcha