Аккумулятор для подруливающего устройства

Согласно международным стандартам стартовый аккумулятор на катере или яхте должен использоваться исключительно для запуска двигателя. Для любых других целей необходима дополнительная аккумуляторная батарея. Эти требования и соображения элементарной безопасности заставляют устанавливать на борту две группы аккумуляторов – стартовую и сервисную. Однако судах размером более 8 м часто появляется третья аккумуляторная группа к которой подключают якорную лебедку или подруливающее устройство

Аккумулятор для якорной лебедки

Носовые якорные лебедки – это устройства для которых на катерах и яхтах часто используют собственную аккумуляторную батарею. Считается, что ток, потребляемый 12 вольтовой лебедкой, слишком велик и, если подключать ее к расположенным на корме сервисным аккумуляторам, то придется использовать, тяжелый и дорогой кабель большого сечения. Если же установить аккумулятор рядом с лебедкой, то можно взять кабель потоньше.

Схема зарядки аккумулятора подруливающего устройства на катере или яхте
Простая схема подключения аккумулятора подруливающего устройства на катере или яхте. Береговым зарядным устройством для всех групп тяговых аккумуляторов служит комбинированный инвертор.  На воде аккумуляторы заряжает генератор двигателя. Носовые аккумуляторы подключаются с помощью реле, которое замыкается когда напряжение на сервисном аккумуляторе повышается до 13,3 Вольт. Во время зарядки от генератора двигателя потери в кабеле могут привести к тому, что напряжение на носовых аккумуляторах окажется слишком низким

Такие рассуждения не совсем верны. Якорную лебедку почти всегда используют при работающем двигателе. Как только лебедка начинает работать напряжение на ее аккумуляторе падает. Регулятор напряжения фиксирует это и выходной ток генератора возрастает. Поэтому кабель от генератора до носового аккумулятора должен быть рассчитан на максимальный ток генератора. Сечение такого кабеля будет не на много меньше, чем у кабеля, подключающего лебедку напрямую к сервисной аккумуляторной батарее. При этом из-за потерь в кабеле, вызванных большим расстоянием до генератора, зарядное напряжение на носовом аккумуляторе по- прежнему будет ниже, чем на сервисном. В результате аккумулятор лебедки будет недозаряжаться, подвергнется сульфатации и раньше времени выйдет из строя

Отдельный аккумулятор для якорной лебедки оправдан на больших катерах и яхтах. На этих судах мощность лебедки возрастает одновременно с расстоянием до сервисных аккумуляторов. Оба фактора вынуждают или увеличивать сечение кабеля или соглашаться на дополнительную аккумуляторную батарею на носу.

Инвертор-зарядное устройство Sterling Power PCSP121600 Реле развязки аккумуляторов Sterling Power VSR80
Реле развязки аккумуляторов Sterling Power VSR
Мощность 1600 ВА, максимальный зарядный ток 50 А Максимальный ток 80 А. Класс защиты IP66
ЗАКАЗАТЬ ЗАКАЗАТЬ

Однако и в этом случае установки носового аккумулятора можно избежать, если изменить напряжение электрической системы на 24 вольта. Для 24-вольтовой лебедки нужен кабель на четверть меньшего сечения и ее можно подключить к сервисным аккумуляторам.

Аккумулятор подруливающего устройства

Схема зарядки аккумуляторов подруливающего устройства на катере или яхте от генератора ходового двигателя
DC-DC зарядное устройство заряжает две группы аккумуляторов через делитель с нулевым падением напряжения. Потери в кабеле остаются. Поскольку выходное напряжение DC-DC зарядного может быть выше чем напряжение генератора, то даже с учетом потерь в кабеле напряжение на носовых аккумуляторах будет приемлемым для их зарядки

В отличии от якорных лебедок носовые подруливающие устройства потребляют огромный ток. Некоторые модели силой до 700 Ампер. При таком токе значительные потери напряжения в кабеле идущем от сервисной аккумуляторной батареи неизбежны. Поэтому аккумулятор для подруливающего устройства на носу катера или яхты необходим.

Зарядное устройство Sterling Power BB1230 Делитель аккумуляторов Sterling Power PSR122
Зарядный изолятор аккумуляторов с нулевым падением напряжения Sterling Power PSR183
Входное и выходное напряжение 12 В. Ток 30 А Входное напряжение 12 В. Максимальный ток 120 А
ЗАКАЗАТЬ ЗАКАЗАТЬ

Сечение кабеля от аккумулятора подруливающего устройства до генератора должно быть рассчитано на максимальный ток генератора. Однако несмотря на толстый кабель, зарядное напряжение на расположенном в носовой части аккумуляторе, все равно окажется ниже, чем на сервисной аккумуляторной батарее и аккумулятор подруливающего устройства будет заряжаться очень медленно

Потери в кабеле можно уменьшить, увеличив его сечение. Но для того чтобы напряжение на носовом аккумуляторе было около 14 Вольт уже при расстоянии от генератора до подруливающего устройства 8 метров и токе 30 А придется взять кабель сечением около 100 мм2. Очевидно, что такой кабель стоит дорого и его очень неудобно прокладывать.

Схема зарядки сервисного и подруливающего аккумуляторов
Схема зарядки сервисного и подруливающего аккумуляторов. Каждая аккумуляторная батарея заряжается собственным DC-DC зарядным устройством. Потери в кабеле компенсируются зарядным. Две группы аккумуляторов могут быть разного типа. Напряжение носовой аккумуляторной батареи может быть 12, 24, 36 или 48 Вольт

Вместо того, чтобы наращивать сечение кабеля, на носу проще установить небольшое DC-DC зарядное устройство. Силовая часть устройства представляет собой управляемый микропроцессором высокочастотный преобразователь, который поддерживает выходное напряжение 14-15 вольт даже когда входное опускается до 10 Вольт.

Кроме стабилизации напряжения DC-DC зарядное ограничивает ток в цепи, а значит носовой аккумулятор можно подключить кабелем гораздо меньшего сечения.  Скорость зарядки возрастает, срок службы носового аккумулятора увеличивается. Разница в стоимости кабеля частично окупает затраты на зарядное и его установка становится разумным и выгодным решением

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

captcha