Аккумулятор для подруливающего устройства
Согласно международным стандартам стартовый аккумулятор на катере или яхте должен использоваться исключительно для запуска двигателя. Для любых других целей необходима дополнительная аккумуляторная батарея. Эти требования и соображения элементарной безопасности заставляют устанавливать на борту две группы аккумуляторов – стартовую и сервисную. Однако судах размером более 8 м часто появляется третья аккумуляторная группа к которой подключают якорную лебедку или подруливающее устройство
Аккумулятор для якорной лебедки
Носовые якорные лебедки – это устройства для которых на катерах и яхтах часто используют собственную аккумуляторную батарею. Считается, что ток, потребляемый 12 вольтовой лебедкой, слишком велик и, если подключать ее к расположенным на корме сервисным аккумуляторам, то придется использовать, тяжелый и дорогой провод большого сечения. Если же установить аккумулятор рядом с лебедкой, то можно взять провод потоньше.
Такие рассуждения не совсем верны. Якорную лебедку почти всегда используют при работающем двигателе. Как только лебедка включается, напряжение на ее аккумуляторе падает. Регулятор напряжения генератора замечает это и выходной ток генератора возрастает. Поэтому провод от генератора до носового аккумулятора должен быть рассчитан на максимальный ток генератора. Сечение такого провода будет не на много меньше, чем у провода, подключающего лебедку напрямую к сервисной батарее. При этом из-за потерь, вызванных большим расстоянием до генератора, зарядное напряжение на носовом аккумуляторе по- прежнему будет ниже, чем на сервисном. В результате аккумулятор лебедки будет недозаряжаться и раньше времени выйдет из строя из-за сульфатации пластин
- Sterling Power IFR1280
- Напряжение 12 Вольт
- Активируется сигнальным напряжением
- Работает в двух направлениях
- Задержка срабатывания при запуске двигателя     Задержка 30 секунд. Включение реле можно также предотвратить, подав на него сигнальное напряжение со стартера
- IP65
- Sterling Power VSR80
- Напряжение 12/24 Вольта     Устройство автоматически определяет напряжение в системе
- Срабатывает автоматически     Напряжение срабатывания 13,3 Вольта. Регулируется. Может срабатывать от сигнального напряжения
- Работает как двух, так и в одном направлении
- Задержка срабатывания при запуске двигателя
- Принудительное включение внешним сигналом
- IP65
- Sterling Power LR80
- Напряжение 12/24 Вольта. Бистабильное
- Срабатывает автоматически. Не потребляет ток в замкнутом состоянии     Подходит для подключения дополнительного аккумулятора к маломощным источникам тока, таким как солнечные панели и ветрогенератор
- Работает как двух, так и в одном направлении
- Задержка срабатывания при запуске двигателя
- Защита аккумулятора от разряда и перезарядки
- IP68
Отдельный аккумулятор для якорной лебедки оправдан на больших катерах и яхтах. На этих судах мощность лебедки возрастает одновременно с расстоянием до сервисных аккумуляторов. Оба фактора вынуждают или увеличивать сечение провода или соглашаться на дополнительную аккумуляторную батарею на носу.
Однако и в этом случае установки носового аккумулятора можно избежать, если изменить напряжение электрической системы на 24 вольта. Для 24-вольтовой лебедки нужен кабель на четверть меньшего сечения и ее можно подключить к сервисным аккумуляторам.
Аккумулятор подруливающего устройства
В отличии от якорных лебедок носовые подруливающие устройства потребляют огромный ток. Некоторые модели силой до 700 Ампер. При таком токе значительные потери напряжения в кабеле идущем от сервисной аккумуляторной батареи неизбежны. Поэтому аккумулятор для подруливающего устройства на носу катера или яхты необходим.
- Стартовый и сервисный аккумуляторы
- Sterling Power PSR122
- 1 генератор 2 аккумулятора
- 12 Вольт 120 А
- 0,6 кг 150x80x120 ммВес и габаритные размеры
- Два стартовых, сервисный, подруливающее устройство
- Sterling Power PSRT134
- 2 генератора 4 аккумулятора
- 12 Вольт 2 х 130 А
- 1,8 кг 150x80x295 мм
- Стартовый, сервисный и подруливающее устройство
- Sterling Power PSR123
- 1 генератор 3 аккумулятора
- 12 Вольт 120 АРабочее напряжение и максимальный непрерывный ток
- 0,7 кг 150x80x140 мм
Потери в кабеле можно уменьшить, увеличив его сечение. Но для того чтобы напряжение на носовом аккумуляторе было около 14 Вольт уже при расстоянии от генератора до подруливающего устройства 8 метров и токе 30 А придется взять кабель сечением около 100 мм2. Очевидно, что такой кабель стоит дорого и его очень неудобно прокладывать.
Вместо того, чтобы наращивать сечение кабеля, на носу проще установить небольшое DC-DC зарядное устройство. Силовая часть устройства представляет собой управляемый микропроцессором высокочастотный преобразователь, который поддерживает выходное напряжение 14-15 вольт даже когда входное опускается до 10 Вольт.
Для аккумуляторных батарей напряжением 12 и 24 Вольта можно использовать DC-DC зарядное устройство TBB Power
- TBB Power DM1245
- Входное и выходное напряжение 12 Вольт
- Максимальный ток 45 А    Ток регулируется
- -
- Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
- Вес 1 кг. Размеры 181 x 148 x 52 мм
- TBB Power DDX1230
- Входное и выходное напряжение 12 Вольт
- Максимальный ток зарядки 30 А
- Встроенный солнечный МРРТ контроллер
- Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
- Вес 0,9 кг. Размеры 186.3 x 102.3 x 60 мм
- TBB Power DX1230
- Входное и выходное напряжение 12 Вольт
- Максимальный ток зарядки 30 А
- -
- Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
- Вес 0,9 кг. Размеры 186.3 x 102.3 x 60 мм
Кроме стабилизации напряжения DC-DC зарядное ограничивает ток в цепи, а значит носовой аккумулятор можно подключить кабелем гораздо меньшего сечения. Скорость зарядки возрастает, срок службы носового аккумулятора увеличивается. Разница в стоимости кабеля частично окупает затраты на зарядное и его установка становится разумным и выгодным решением