Аккумуляторы на катере и яхте

Аккумулятор для запуска двигателя на катере должен быть всегда полностью заряжен. Это вопрос безопасности, им пренебрегать не стоит. Гарантированно запустить двигатель позволят два попеременно используемых АКБ. Или независимые стартовый и сервисный аккумуляторы.

Как выбрать аккумуляторы

Вы используете аккумуляторную батарею, пока двигатель не работает?  Если нет, вам нужен стартовый аккумулятор. Выбрать стартовый аккумулятор. Если используете, следуйте следующим рекомендациям:

  1. Разделите цепи запуска двигателя и бортового оборудования. Выберите для каждой из них подходящую аккумуляторную батарею
  2. Подберите аккумулятор для запуска двигателя исходя из тока холодного пуска (ССА), рекомендуемого производителем двигателя
  3. Выберите сервисный аккумулятор таким образом, чтобы его емкость в 2-4 раза превышала потребляемое количество ампер-часов между зарядками.
  4. Объедините все сервисные аккумуляторы в одну батарею, вместо того, чтобы использовать два аккумулятора попеременно. Вне зависимости от схемы подключения всегда держите в резерве заряженный аккумулятор для запуска двигателя
  5. В правильно настроенной системе стартовый аккумулятор заряжается напрямую от генератора, а дополнительный в собственном режиме через зарядное устройство

Схема подключения аккумуляторов

Четырехпозиционный переключатель аккумуляторов
Четырехпозиционный переключатель аккумуляторов. Подключает один из аккумуляторов ко всей нагрузке. Или соединяет аккумуляторы между собой и подключает их к нагрузке. Чаще всего используется с двумя аккумуляторами глубокого разряда. В этом случае ток холодного пуска каждого аккумулятора должен превышать пусковой ток двигателя

Срок службы аккумуляторной батареи зависит от уровня разряда. Чем глубже аккумулятор разряжается в каждом цикле, тем короче его жизнь. Поэтому два соединенных аккумулятора служат дольше, чем, используемые попеременно.

Когда к аккумулятору подключается нагрузка, его напряжение немного просаживается, затем плавно снижается, а на определенном уровне резко падает и аккумулятор перестает давать ток.  Падение напряжения в начале работы, скорость его снижения и порог отключения зависят от потребляемого тока и емкости аккумулятора. Чем меньше их отношение, тем слабее падает напряжение в начале работы и медленнее снижается в дальнейшем.

Батарея из двух аккумуляторов, обеспечивает более стабильное напряжение, чем два аккумулятора, используемые попеременно.

Чем больше емкость аккумуляторной батареи, тем большим током ее можно заряжать. Значит время зарядки будет меньше

Для единственной аккумуляторной батареи легче настроить оптимальный режим зарядки. Если же используются два аккумулятора, то как правило они разного типа, возраста и емкости. Их режим зарядки всегда далек от идеального.

Батарейные переключатели Blue Sea 5511 или 6011 подключают нагрузку к двум независимым аккумуляторным батареям и соединять их между собой в случае необходимости.

Blue Sea 6011 Blue Sea 5511
 Переключатель Blue Sea 6011  Переключатель Blue Sea 5511
Посмотреть Посмотреть

 Сервисный и стартовый – это два различных по назначению аккумулятора, поэтому их всегда используют совместно. К сервисному подключают бортовое оборудование, а стартовым запускают двигатель. Между аккумуляторами устанавливают трехпозиционный переключатель. В одном из положений переключатель соединяет обе группы аккумуляторов параллельно, поэтому дополнительный аккумулятор можно использовать для подзарядки стартового или для запуска двигателя.

Во время движения стартовый аккумулятор заряжают напрямую от генератора двигателя, для зарядки сервисного устанавливают DC-DC зарядное устройство. Схема подключения аккумуляторов Скачать

Как заряжать аккумуляторы электромотора

Схема зарядки аккумуляторов лодочного электромотора
Схема зарядки аккумуляторов лодочного электромотора. Устройство с двумя выходами Sterling Power PSP12202 подключено к стартовому и сервисному аккумуляторам. К стартовому аккумулятору подключено зарядное устройство Sterling Power BBW1224, которое включается, как только напряжение на стартовом повышается до 13,3 В. Схема позволяет заряжать все аккумуляторы и на берегу и в движении. При необходимости между сервисным и стартовым АКБ устанавливают дополнительное реле напряжения

На катерах с носовым лодочным электромотором кроме стартовой и сервисной батарей появляется третья группа аккумуляторов. Чаще всего ее напряжение 24 или 36 вольт. Зарядить такую батарею напрямую от генератора двигателя нельзя. В этом случае так же используют DC-DC устройство, преобразующее 12 в 24 или 36 вольт. Сервисный аккумулятор подключают к стартовому с помощью реле

5 ошибок при зарядке АКБ

 

Ошибка Последствия Как исправить
Аккумулятор оставлен в разряженном состоянии на длительное время Возникает сульфатация, из-за которой уменьшается емкость аккумулятора Установите бортовое зарядное устройство и заряжайте аккумулятор, если использовали его более 30 минут
Низкое напряжение зарядки Внутренние области толстых пластин остаются недозаряженными. Аккумулятор заряжается не на 100%. Время работы оборудования меньше, чем могло быть. Возникает сульфатация и потеря емкости

 

Используйте зарядное устройство у которого есть режим для вашего типа АКБ. Чем выше напряжение зарядки, тем больше энергии сохраняет аккумулятор. Проводите десульфатацию аккумуляторов
Перезарядка аккумулятора Электролит выделяет газ, аккумулятор теряет воду и пластины высыхают. Опасно для GEL и AGM аккумуляторов. Используйте автоматическое зарядное устройство с алгоритмом для вашего типа АКБ.
Зарядка чрезмерно высоким током Аккумулятор нагревается, пластины коробятся, между ними происходит замыкание и аккумулятор выходит из строя Используйте зарядное устройство с температурной компенсацией. Датчик температуры должен быть установлен на аккумуляторе. Зарядное устройство уменьшает напряжение, если температура АКБ повышается
Неправильный режим хранения Во время хранения аккумуляторы разряжаются и начинается сульфатация. Опаснее всего для АКБ с жидким электролитом Установите бортовое зарядное устройство с режимом поддерживающей зарядки. Оставляйте зарядное включенным при длительном хранении аккумуляторов

Почему не держат АКБ на катере

Когда батарея перестает держать нагрузку, нормальная реакция – это винить аккумуляторы. Однако часто проблема заключается в другом. В первую очередь проверьте нет ли утечек тока. Они могут возникнуть из-за следующих причин:

  • Грязь и влага на верхней крышке аккумулятора
  • Одно или несколько устройств, например, навигационные огни, оставлены включенными
  • Суммарная нагрузка от светодиодов на приборной панели, переключателях и измерительных приборах слишком большая и они разряжают аккумуляторы
  • Сигнализация, подключенная напрямую к аккумуляторной батарее или другие устройства периодически обновляют программное обеспечение или состояние памяти
  • Существуют утечки на землю в цепях постоянного тока
Изменение уровня зарядки аккумуляторов
График иллюстрирует ежедневную работу не правильно заряжаемых аккумуляторов. Не смотря на то, что емкость выбрана верно, в конце концов аккумуляторов перестанут справляться со своей задачей. Кроме того, задолго до этого они будут повреждены из-за сульфатации

Возможно аккумуляторы заряжаются не полностью. Как правило первоначально аккумуляторы на судне заряжены на 100%. Но каждый день из-за неправильной зарядки аккумуляторы получают чуть меньше чем расходуют и количество хранимой ими электрической энергии уменьшается. Когда в один прекрасный момент аккумуляторы не справятся с нагрузкой владелец посчитает, что аккумуляторы вышли из строя. Однако реальная причина неприятностей – неправильная зарядка.

Аккумуляторы заменяют часто и без необходимости, особенно если используется не подходящее зарядное устройство или зарядка идет от генератора с регулятором напряжения автомобильного типа.

Зарядные устройства, которые правильно заряжают любые типы тяговых аккумуляторов

Наименование Sterling Power PCU1250 Sterling Power LPCU1230 Sterling Power PSP12202
Sterling Power PSP12202
Для кого подходит Кабинные катера и яхты с тремя группами аккумуляторов: стартовый, сервисный, электромотор (подруливающее устройство, лебедка и т.д) емкостью по 100 Ач и более Кабинные катера и небольшие яхты. Стартовый и сервисный аккумуляторы Открытые катера с носовым лодочным электромотором
Номинальное напряжение, В 12 12 12/24
Максимальный зарядный ток, А 50 30 20
Напряжение зарядки, В 11 программ зарядки 8 программ зарядки 14,4; 14,8; 15,1
Типы аккумуляторов Необслуживаемые с жидким электролитом, Gel (2 типа), AGM (2 типа), LiFePO4, кальциевые, пользовательский режим Необслуживаемые с жидким электролитом, Gel (2 типа), AGM (2 типа), LiFePO4, кальциевые, пользовательский режим GEL, AGM, обслуживаемые и необслуживаемые с жидким электролитом, Optima
Десульфатация АКБ Да Да Нет
Количество выходов 3 2 2
Вес, кг 3 2 3,8
Размеры, мм 315 х 215 х 90 199 х 158 х 70 290 x 170 x 65
Инструкция на русском языке Скачать Скачать Скачать
Технические характеристики и описание ЗАКАЗАТЬ ЗАКАЗАТЬ ЗАКАЗАТЬ

Признаки проблемных аккумуляторов

Все раньше или позже выходят из строя. Следующие симптомы сигнализируют о проблемах свинцово-кислотных аккумуляторов:

Без нагрузки у аккумулятора нормальное напряжение, однако под нагрузкой оно резко снижается. Емкость аккумулятора меньше номинальной. Если во время зарядки напряжение аккумулятора быстро возрастает, значит в аккумуляторных пластинах осталось лишь небольшое количество активного материала, способного воспринимать зарядку. Это могло произойти из-за сульфатации или выпадения активного материала из решёток. В любом случае аккумулятор в ближайшее время выйдет из строя, поскольку у него работает лишь небольшая часть пластин. В некоторых случаях сульфатированный активный материал можно вернуть к жизни. Но если он осыпался, то это непоправимо.

В аккумулятор с жидким электролитом не приходится доливать воду. Этот аккумулятор регулярно недозаряжается. Недозарядка ведет к сульфатации и преждевременному выходу из строя. Аккумуляторы с жидким электролитом, работающие в циклическом режиме (глубокий разряд – зарядка) требуют около одной чашки воды на ячейку в месяц.

В аккумулятор с жидким электролитом необходимо часто доливать воду. Этот аккумулятор перезаряжается. Потери воды у аккумуляторов должны составлять не более 60 мл на ячейку (360 мл на аккумулятор) в течении 30-50 часов зарядки. Если вода расходуется только в одной ячейке, скорее всего в ней короткое замыкание.

Во всех ячейках плотность электролита остается постоянно низкой. Аккумулятор необходимо перезарядить. Если полностью зарядить его не удается (это можно определить по плотности электролита) аккумулятор умер. Если разница между наибольшей и наименьшей плотностью электролита равна 0,03, то скорее всего ячейка с наименьшей плотностью умерла. Если после зарядки разница остается больше 0,03, эта ячейка умерла точно (замкнута накоротко). Если электролит мутный или темный, скорее всего пластины сломаны.

В течении 2-3 недель напряжение на неиспользуемом или изолированном аккумуляторе заметно падает (от полной зарядки до 75% и меньше). В аккумуляторе короткое замыкание. Возможно выпавший активный материал замкнул между собой положительные и отрицательные пластины. Исправить это нельзя.

Белый налет вокруг клапанов у гелевого или AGM аккумулятора. Аккумулятор был перезаряжен, клапана открылись и газ вышел наружу. Аккумулятор поврежден. В некоторых случаях, если открыть клапана и добавить дистиллированной воды, аккумулятор можно на некоторое время вернуть в работу. Однако после того как герметичность клапанов нарушена, он долго не проживет. Не делайте этого, если не уверены, что вы действительно сильно перезарядили аккумулятор. После того как вы намеренно открыли клапана, аккумулятор необходимо считать обслуживаемым и относится к нему также до тех пор, пока вы не замените его.

Клеммы у гелевого или AGM аккумулятора черного цвета. Скорее всего нарушена герметичность вокруг клемм. Если это так, то рано или поздно произойдет выброс электролита и аккумулятор выйдет из строя. Чтобы проверить герметичность, отсоедините кабель от аккумулятора и почистите раствором соды крышку вокруг его клемм. Затем надавите на корпус в этом месте. Если раствор соды пузырится, корпус потерял герметичность.

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

captcha