Переключатель на два аккумулятора

Двумя аккумуляторными батареями на катерах и яхтах традиционно управляют с помощью селекторного переключателя. Он имеет четыре положения. В первом оба аккумулятора отключены от нагрузки, во втором и в третьем попеременно подключены к ней, а в положении  «1 + 2» объединены между собой. Одно из назначений такого переключателя предотвращать разряд аккумулятора, выделенного для запуска двигателя. Однако на практике владелец судна часто забывает перевести его в нужное положение после того как заглушил или запустил двигатель или не помнит в какой позиции переключатель должен стоять в данный конкретный момент.

Схема подключения четырехпозиционного переключателя аккумуляторов
Схема подключения четырехпозиционного переключателя. В положении 1 к нагрузке подключен первый аккумулятор. В положении 2 второй . В положении 1+ 2 оба одновременно

Это приводит к тому, что во время движения заряжается только один аккумулятор (иногда не тот который нужно), а на стоянке вместо сервисного работает предназначенный для запуска. Селекторный переключатель не изолирует друг от друга цепи разного назначения и оба вида нагрузок остаются соединенными как в положении «1+2», так и положениях «1» и «2». Из-за этого чувствительная электроника всегда подвержена скачкам напряжения при пуске двигателя, а освещение, холодильник и мультимедиа устройства могут разряжать стартовую батарею

Недостатки четырехпозиционной модели привели к появлению в системах управления двумя аккумуляторами двухполюсного переключателя. По сравнение с селекторным он обладает следующими преимуществами

  • Два положения — ON и OFF. Оба аккумулятора подключаются к нагрузке одновременно одним поворотом ручки
  • Цепи стартовой и сервисной батареи изолированы друг от друга. Мощные потребители, получающие энергию от сервисного аккумулятора, не влияют на стартовый
  • Эхолоты и навигационные устройства, подключенные к сервисному аккумулятору защищены от скачков напряжения при запуске двигателя.
  • Электромагнитные помехи, возникающие в сервисной цепи не передаются в электронные схемы управления двигателем

Переключатель на два аккумулятора может быть с функцией объединения батарей или без нее. Но в обоих случаях он устраняет путаницу, вызываемую селекторным переключателем и упрощает управление нагрузкой

     Переключатель Blue Sea 6011 Переключатель Blue Sea 5511
Модель 6010 5510 6011 5511
Кол-во положений, шт 2 2 3 3
Кол-во аккумуляторов, шт 2 2 2 2
Объединение аккумуляторов нет нет да да
Пусковой ток в одной цепи (30 сек) А 675 700 675 700
Непрерывный ток в одной цепи, А 300 350 300 350
Максимальное напряжение, В 32 32 32 32
 ПОСМОТРЕТЬ  ПОСМОТРЕТЬ  ПОСМОТРЕТЬ  ПОСМОТРЕТЬ

Когда двухполюсный переключатель установлен в позиции OFF оба аккумулятора отключены. В положении ON, ток от стартового аккумулятора течет к цепи запуска двигателя, а от сервисного к бортовому оборудованию. Позиция COMBINE BATTERIES соединяет аккумуляторы параллельно. В этом положении сервисный АКБ можно использовать для пуска двигателя, если стартовый разряжен, или заряжать оба аккумулятора от генератора. Автоматизировать процесс зарядки можно, если одновременно с переключателем установить зарядное реле.

Современные аккумуляторные батареи четко делятся на две группы – глубокого разряда и стартовые. Первые способны давать ток 5-50 А течении нескольких часов или даже дней. Их используют как сервисные для питания бортового оборудования. АКБ второго типа на 10-15 секунд генерируют ток силой 500-1000 А. От них запускают двигатель.

Схема подключения переключателя двух аккумуляторов
Схема подключения переключателя двух аккумуляторов. Слева переключатель без возможности объединения аккумуляторов. Справа в третьем положении переключатель соединяет аккумуляторы параллельно

Двухполюсный переключатель поддерживает эти ассоциации, разделяя между собой два типа аккумуляторных батарей с разными видами подключенных нагрузок. Соединение аккумуляторов обозначено на нем как вынужденное положение, в котором аккумуляторы не должны оставаться долго, иначе один из них разрядится.

Несколько интуитивно понятных двухполюсных переключателей можно использовать в электрических системах с двумя, тремя или четырьмя аккумуляторными батареями. В этом случае управлять несколькими аккумуляторами проще, чем с помощью такого же количества четырехпозиционных моделей. Скачать схемы подключения 

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

captcha