Зачем нужен выключатель аккумуляторов на катере
Выключатель аккумуляторов нужен для того, чтобы обесточить электрическую цепь при коротком замыкании и не дать возникнуть пожару. Выключатель обязательно устанавливают со стартовыми аккумуляторами ток холодного пуска которых превышает 800 А.
Наиболее вероятная причина пожара в цепи запуска – это заклинивший стартер. Но если аккумулятор небольшой (пусковой меньше 800 А), стартер быстро разрядит аккумулятор и у него не хватит энергии, чтобы вызвать пожар. Не смотря на то, что на катере с подвесным двигателем и электрической цепью, предназначенной только для запуска, стандарты разрешают не устанавливать выключатель, правильно использовать его повсеместно. Выключатель также необходим для тяговой аккумуляторной батареи большой емкости.
Выключатель аккумуляторов – это устройство безопасности. Но ни однополюсной, ни селекторный выключатели не предназначены для отключения аккумуляторов под нагрузкой. В нормальных условиях они изолируют аккумуляторную батарею только после того, как потребляющее ток оборудование выключено. Если регулярно использовать выключатель для прерывания тока, его контакты обгорят, сопротивление увеличится, и он сам станет причиной пожара. Поэтому для отключения цепей под нагрузкой выключатели применяют только в чрезвычайных ситуациях
Требования к выключателям
Выключатели аккумуляторов оцениваются по максимальной непрерывной нагрузке (испытания проводятся при номинальном токе в течении 1 часа) и по кратковременной нагрузке (испытания в течении 5 минут).
Максимально допустимая непрерывная нагрузка выключателя аккумуляторов не обязательно должна быть равна сумме токов, потребляемых устройствами в цепи. Мощные устройства редко включаются одновременно, а если и включаются, то работают не долго. Поэтому номинал выключателя выбирают равным (или большим) номиналу питающего кабеля. Если кабель защищен от перегрузки предохранителем или автоматом, то и переключатель оказывается защищенным.

- Blue Sea 6006
- 1 аккумулятор
- 2 положения
- Не объединяет аккумуляторы
- 900 Ампер     Максимальный ток в одной цепи в течении 30 сек
- 300 Ампер     Длительный непрерывный ток в одной цепи
- 48 Вольт     Максимальное напряжение в цепи

- Blue Sea 6007
- 2 аккумулятора
- 4 положения
- Объединяет аккумуляторы
- 900 Ампер     Максимальный ток в одной цепи в течении 30 сек
- 300 Ампер     Длительный непрерывный ток в одной цепи
- 32 ВольтаМаксимальное напряжение в цепи


- Blue Sea 6011
- 2 аккумулятора
- 3 положения
- Объединяет аккумуляторы
- 675 Ампер     Максимальный ток в одной цепи в течении 30 сек
- 300 Ампер     Длительный непрерывный ток в одной цепи
- 32 Вольта     Максимальное напряжение в цепи
Если одновременно включается несколько мощных устройств, предохранитель сгорит раньше, чем расплавится выключатель. Если номинал переключателя меньше номинала подводящего кабеля, предохранители подбирают для защиты выключателя аккумуляторов.
Другое важное требование к выключателям аккумуляторов – величина кратковременной нагрузки. Для выключателя на стартовом аккумуляторе она не должна быть меньше максимального пускового тока, определенного производителем двигателя. Это условие не всегда выполнимо. Даже у двигателей небольшой мощности пусковой ток часто превышает 1000 ампер при напряжении 12 вольт.
Однако такой ток присутствует в цепи доли секунды, а не пять минут, как во время испытаний. Поэтому компания Blue Sea Systems разработала стандарт, который основан на 10 попытках пуска двигателя длительностью по 2 секунды с двухсекундным интервалом и общем временем проверки 2 минуты. В результате для выключателей под маркой Blue Sea появилась новая характеристика – «Стартовый Ток», которая в два раза выше максимальной допустимой кратковременной нагрузки.
Переключатель на два аккумулятора
Двумя аккумуляторными батареями на катерах и яхтах традиционно управляют с помощью селекторного переключателя. Он имеет четыре положения. В первом оба аккумулятора отключены от нагрузки, во втором и в третьем попеременно подключены к ней, а в положении «1 + 2» объединены между собой.

Селекторный переключатель призван предотвратить разряд аккумулятора, выделенного для запуска двигателя. Однако часто оказывается, что владелец судна забывает перевести переключатель в нужное положение после того как заглушил или запустил двигатель или не помнит в какой позиции он должен стоять в данный конкретный момент.
Это приводит к тому, что во время движения заряжается только один аккумулятор (иногда не тот, который нужно), а на стоянке вместо сервисного разряжается предназначенный для запуска. Селекторный переключатель не изолирует друг от друга цепи разного назначения и оба вида нагрузок остаются соединенными как в положении 1+2, так и положениях 1 и 2. Из-за этого чувствительная электроника всегда подвержена скачкам напряжения при пуске двигателя, а освещение, холодильник и мультимедиа устройства могут разряжать стартовую батарею
Недостатки четырехпозиционной модели привели к появлению в системах управления двумя аккумуляторами двухполюсного переключателя. По сравнение с селекторным он обладает следующими преимуществами
- Два положения — ON и OFF. Оба аккумулятора подключаются к нагрузке одновременно одним поворотом ручки
- Цепи стартовой и сервисной батареи изолированы друг от друга. Мощные потребители, получающие энергию от сервисного аккумулятора, не влияют на стартовый
- Эхолоты и навигационные устройства, подключенные к сервисному аккумулятору защищены от скачков напряжения при запуске двигателя.
- Электромагнитные помехи, возникающие в сервисной цепи не передаются в электронные схемы управления двигателем
Переключатель аккумуляторов может быть с функцией объединения батарей или без нее. Но в обоих случаях он устраняет путаницу, вызываемую селекторным переключателем и упрощает управление нагрузкой

Когда двухполюсный переключатель установлен в позиции OFF оба аккумулятора отключены. В положении ON, ток от стартового аккумулятора течет к цепи запуска двигателя, а от сервисного к бортовому оборудованию. Позиция COMBINE BATTERIES соединяет аккумуляторы параллельно. В этом положении сервисный АКБ можно использовать для пуска двигателя, если стартовый разряжен, или заряжать оба аккумулятора от генератора. Автоматизировать процесс зарядки можно, если одновременно с переключателем установить реле развязки или DC-DC зарядное устройство :

- Sterling Power BB1260Входное напряжение 11-20 Вольт
- 12->12 Вольт    Номинальное входное и выходное напряжение 12 Вольт. Диапазон входного напряжения 11-20 Вольт
- Максимальный ток 60 А    Есть режим 50% мощности
- Быстрая зарядка постоянным током
- Режимы для GEL(2), AGM(2), LiFePO4, кальциевых и жидко-кислотных аккумуляторов    9 режимов зарядки. Возможность создать собственный зарядный профиль
- -    Класс защиты IP21

- Sterling Power BB1230
- 12->12 Вольт
- Максимальный ток 30 А
- Быстрая зарядка постоянным током    Четырехступенчатый зарядный профиль. Постоянный ток, постоянное напряжение, кондиционирование и поддерживающая зарядка
- Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
- -

- Sterling Power BBW1212
- 12->12 Вольт    Номинальное входное и выходное напряжение 12 Вольт. Диапазон входного напряжения 11-16 Вольт. Выходного 13-15,1
- Максимальный ток 28 А    Максимальный ток, потребляемый устройством. Работает с генератором любой мощности
- Безопасно для LiFePO4 АКБ
- Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
- Водонепроницаемое    Класс защиты IP68
Современные аккумуляторные батареи четко делятся на две группы – глубокого разряда и стартовые. Первые способны давать ток 5-50 А течении нескольких часов или даже дней. Их используют как сервисные для питания бортового оборудования. АКБ второго типа на 10-15 секунд генерируют ток силой 500-1000 А. От них запускают двигатель.
Двухполюсный переключатель поддерживает эти ассоциации, разделяя между собой два типа аккумуляторных батарей с разными видами подключенных нагрузок. Соединение аккумуляторов обозначено на нем как вынужденное положение, в котором аккумуляторы не должны оставаться долго, иначе один из них разрядится.