Как подключить лодочный электромотор

Перед тем как подключить носовой лодочный электромотор необходимо определить длину и сечение кабеля, выбрать устройство защиты и способ подключения электромотора к аккумуляторам.

Аккумуляторы

Лодочный электромотор работает от любых свинцово-кислотных аккумуляторов глубокого разряда. Наибольшее время работы на одной зарядке будет при использовании тяговых морских аккумуляторов емкостью от 105 Ач.

Электромоторы для катера с тягой более 70 lbs рассчитаны на напряжение 24 вольта, а с тягой более 102 lbs на напряжение 36 вольт. Такие модели подключают к батареям из двух или трех последовательно соединенных 12- вольтовых аккумуляторов.Схема подключения 12 и 24-вольтового лодочного электромотора к аккумуляторам

Перемычка, соединяющая аккумуляторы, должна быть того же сечения что и кабели которыми электромотор подключен к батарее. Чтобы соединить аккумуляторы:

  1. Отсоедините отрицательный и затем положительный кабели от стартового аккумулятора бензинового мотора.
  2. Подключите положительный провод лодочного электромотора к положительной клемме аккумулятора В
  3. Соедините перемычкой отрицательную клемму аккумулятора В с положительной клеммой аккумулятора А.
  4. Подключите отрицательный провод от лодочного электромотора к отрицательной клемме аккумулятора А

36-вольтовая батарея аккумуляторов создается аналогично.

Аккумуляторы устанавливаются на поддоны, которые крепятся к катеру, а их клеммы закрываются защитными крышками. Если вместо поддонов используют пластиковые короба, защитные крышки на клеммах не используют.

Дополнительное оборудование

Для электромотора рекомендуется использовать выделенные аккумуляторы, подключая остальное оборудование к собственным батареям.

Электромотор, бортовая электроника и катер будут повреждены, если неправильно соединить аккумуляторы электромотора с другими лодочными аккумуляторными батареями. Не рекомендуется подключать к аккумуляторам лодочного электромотора радио и эхолоты, поскольку избежать интерференции в этом случае не удастся.Схема подключения 36-вольтового лодочного электромотора к аккумуляторам

Если к аккумуляторам электромотора подключается дополнительное оборудование или они соединяются с другими батареями на катере, то отрицательный проводник подсоединяют к отрицательной клемме того же аккумулятора, к которому подключен лодочный электромотор. Соединение с любой другой аккумуляторной батареей лодочного электромотора внесет положительный потенциал на землю подключенных устройств и вызовет интенсивную коррозию.

Автоматические системы запуска и переключатели связывают отрицательные проводники соединенных аккумуляторов. Подключение этих устройств разрешается только к внешней отрицательной клемме аккумулятора в батарее. Дрогой способ подключения вызовет повреждение электромотора и электроники.

 Кабели и устройства защиты

Кабеля ведущие к электромотору от аккумуляторов должны быть как можно короче. Сечение кабелей зависит от максимального тока, потребляемого электромотором и от расстояния между мотором и аккумуляторами.

Включение в одну электрическую цепь нескольких электромоторов или других дополнительных электрических устройств влияет на сечения кабеля и номинал автоматического выключателя.

Для электромоторов Minn Kota рекомендуемые сечения кабеля в зависимости от мощности электромотора и расстояния от него до аккумуляторов приведены в таблице.

Тяга, lbs Максимальный ток, A Номинал автомата Сечение кабеля (AWG) в зависимости от его длины, метров
 1,5 3 4,5 6 7,5
 30  30  50A@12VDC  10 10 8 6 4
 40, 45 42  50A@12VDC  10 8 6 4 4
 50, 55 50  60A@12VDC  8 6 4 4 2
 70 42  50A@12VDC  10 10 8 8 6
 80 56  60A@12VDC  8 8 8 6 6
 101 46  50A@12VDC  8 8 8 8 8
 112 52  50A@12VDC  8 8 8 8 8

Каждый не заземленный токоведущий проводник на катере защищают автоматическим выключателем с ручным возвратом в рабочее положение после срабатывания. Контакты автомата после срабатывания должны оставаться в разомкнутом положении даже если сохраняется команда на замыкание. При подключении электромотора автомат ставят как можно ближе к аккумуляторам в разрыв положительного проводника.

В качестве устройства защиты кабеля от перегрузки по току также используют плавкие предохранители.

Наименование Minn Kota MKR-19 Blue Sea 285 MotorGuide MM5870 Blue Sea 5191
 Автоматический выключатель Minn Kota MKR-19  Автоматический выключатель Blue Sea 285  Автоматический выключатель MotorGuide MM5870  Предохранитель на клемму аккумулятора Blue Sea 5191
Макс. напряжение, В 48 48 48 58
Ток срабатывания, А 60 60 50 60

 

Сечение кабеля и номиналы автоматических выключателей, приведенные в таблице, действительны при соблюдении следующих условий:

  • Кабель канал расположен снаружи моторного отсека и в нем размещено не более трех проводников
  • Каждый проводник имеет допустимую температуру нагрева изоляции 105 С
  • При работающем на максимальной мощности электромоторе падение напряжения в кабеле не превышает 5%

Разъемы

Стандартная длина силового кабеля у носового электромотора – 1,5 метра, поэтому если расстояние от мотора до аккумуляторов больше, кабель придется удлинить. Проще всего это сделать с помощью кабельного разъема. Если вы предполагаете снимать электромотор с катера, удобнее использовать розетку.

Не рекомендуется использовать для удлинения кабелей болтовое соединение

Minn Kota MKR-18 Minn Kota MKR-20 Marinсo 12VCP6
 Электрический разъем Minn Kota MKR-18  Электрический разъем Minn Kota MKR-20  Электрический разъем Marinco12vcp6
 Макс сечение кабеля, AWG  8  6 8
 Ток, А  40  50  40

 

Отрицательная шина

Общая отрицательная шина увеличивает чувствительность и улучшает качество изображения на дисплее эхолотов, исключает разность потенциалов между различными точками отрицательных проводников и снижает вероятность возникновения коррозии и электролиза. Для электронного оборудования, установленного на катере, уменьшается интерференция.

Для 12 вольтовых систем соедините отрицательную клемму стартового аккумулятора с отрицательной клеммой лодочного электромотора изолированным кабелем, сечение которого максимум на один размер меньше, чем сечение положительного проводника.

Чтобы уменьшить интерференцию с бортовой электроникой, прокладывайте кабеля от аккумуляторов к электромотору отдельно от остальной проводки и по разным бортам катера.

Электролиз

Использование стартового аккумулятора в качестве источника энергии для лодочного электромотора, может стать причиной коррозии металлический частей. Если электромотор и аккумуляторы установлены правильно и электролиз продолжается, отделите троллинговый электромотор от остальной электроники, установленной на катере.

Использовать стартовый аккумулятор для подключения лодочного электромотора не рекомендуется

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

captcha