Стартовый LiFePO4 аккумулятор на катере
Система зарядки на катере состоит из трех элементов – генератора, аккумулятора и проводов, соединяющих их между собой. Все компоненты неразрывно связаны друг с другом. Сначала аккумулятор обеспечивает электрической энергией стартер и возбуждает генератор. Затем генератор возвращает аккумулятору потраченный заряд.
Но назначение аккумулятора не ограничивается только пуском двигателя. Одновременно аккумулятор служит нагрузкой для генератора и помогает ему поддерживать стабильное напряжение в электрической системе. Без аккумулятора напряжение совершало бы резкие колебания при каждом включении и отключении бортового оборудования. Поэтому работающий генератор всегда должен быть подключен к аккумулятору
Пусковой литиевый аккумулятор
LiFePO4 аккумулятор способен запускать двигатель даже если напряжение ячеек опускается до 3,0 В. Однако относительно высокая стоимость и сложность литиевой батареи не оправдывают такое ее использование. Выделенный свинцово-кислотный аккумулятор для этой цели подходит больше. Его легко поддерживать в заряженном состоянии как береговым зарядным устройством, так и с помощью маленькой солнечной панели. При правильном обслуживании срок эксплуатации стартового аккумулятора с жидким электролитом на судах составляет 7 и более лет.
Причины, по которым не следует устанавливать LFP аккумулятор в качестве стартового или использовать единственную литиевую батарею и как стартовую и как сервисную:
- Стартовый аккумулятор создает дополнительную надежность и позволяет запускать двигатель при разряженном сервисном
- Даже если емкость литиевой батареи настолько велика, что ток силой более 100А для нее ничего не значит, запуск двигателя все равно вызовет падение напряжения в системе и приведет к неустойчивой работе бортового оборудования
- Для выключателей, используемых в цепи запуска двигателя, определен Cranking Rating – ток, который устройство способно без повреждений выдержать в течении 30 секунд. Очевидно, что такая же характеристика актуальна и для BMS литиевой батареи, если она будет использоваться в качестве стартовой. Однако устройства защиты готовых аккумуляторов не рассчитаны на высокие токи. В лучшем случае китайские производители указывают для них пиковый ток (5-10 сек) с большим допуском, например, 400 ± 100 А. Но даже если пусковой ток окажется в пределах разрешенного, нет никаких гарантий, что BMS выдержит 2 или 3 последовательных запуска двигателя или время работы стартера не превысит указанное. Установить подходящую плату BMS можно, если аккумуляторная батарея собирается на заказ. Однако это существенно увеличит ее стоимость
- Заряд литиевого аккумулятора необходимо поддерживать на уровне около 50%. Для стартового аккумулятора это невозможно без установки дополнительных устройств контроля
- Если напряжение одной из ячеек повысится до критического уровня, защита без предупреждения отключит литиевую батарею от цепи зарядки. Сброс нагрузки вызовет скачек напряжения, которое в течении нескольких миллисекунд может превышать 100 Вольт. В результате почти наверняка выйдут из строя выпрямительные диоды и регулятор генератора. Высокое напряжение попадет на положительную шину и риску подвергнется все подключенное к ней дорогое электронное оборудование.
Оптимальный вариант установки — стартовый свинцово-кислотный (AGM или с жидким электролитом) и сервисный литий-железо-фосфатный аккумуляторы. Для зарядки сервисной батареи используется DC-DC зарядное устройство, которое ограничивает ток и регулирует напряжение зарядки литиевого лодочного аккумулятора

- Sterling Power BB1260Входное напряжение 11-20 Вольт
- 12->12 Вольт    Номинальное входное и выходное напряжение 12 Вольт. Диапазон входного напряжения 11-20 Вольт
- Максимальный ток 60 А    Есть режим 50% мощности
- Быстрая зарядка постоянным током
- Режимы для GEL(2), AGM(2), LiFePO4, кальциевых и жидко-кислотных аккумуляторов    9 режимов зарядки. Возможность создать собственный зарядный профиль
- -    Класс защиты IP21

- Sterling Power BB1230
- 12->12 Вольт
- Максимальный ток 30 А
- Быстрая зарядка постоянным током    Четырехступенчатый зарядный профиль. Постоянный ток, постоянное напряжение, кондиционирование и поддерживающая зарядка
- Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
- -

- Sterling Power BBW1212
- 12->12 Вольт    Номинальное входное и выходное напряжение 12 Вольт. Диапазон входного напряжения 11-16 Вольт. Выходного 13-15,1
- Максимальный ток 28 А    Максимальный ток, потребляемый устройством. Работает с генератором любой мощности
- Безопасно для LiFePO4 АКБ
- Режимы для GEL, AGM, LiFePO4 и жидко-кислотных аккумуляторов
- Водонепроницаемое    Класс защиты IP68