Как работает Minn Kota Ultrex
На небольшое расстояние лодочный электромотор передвигает катер точнее и быстрее, чем бензиновый двигатель. Это принесло электродвигателям популярность у рыбаков и заставило производителей постоянно расширять модельный ряд выпускаемых изделий. Со временем сформировалось две группы носовых электромоторов, которые отличаются способами управления и имеют своих сторонников и противников.
Два типа носовых электромоторов
Первая группа электромоторов для катера имеет механическое управление. В этих моделях педаль соединена одним или двумя натянутыми тросиками со штангой, которая поворачивается, если пользователь изменяет положение педали. Поворачиваясь, штанга вращает подводную часть электромотора и винтом заставляет катер двигаться в новом направлении.
Поскольку педаль соединена со штангой тросиками, нажатие на педаль поворачивает штангу электромотора вокруг вертикальной оси и наоборот поворот штанги изменяет горизонтальное положение педали. Благодаря такой конструкции возникает ощущаемая обратная связь от мотора через педаль к рыбаку, поэтому чтобы узнать направление движения катера, необязательно смотреть на головку мотора, информация воспринимается по положению ноги на педали. Этот способ управления популярен среди американских рыбаков, которые хотят чувствовать положение и направление движения катера.
Вторая группа – это лодочные электромоторы с электронным управлением. В них вместо механической связи используется электрическая. Сигнал с пульта или педали передается на управляющий электромотор, который поворачивает головку лодочного электромотора в нужном направлении. Эта система не обладает обратной связью, зато ее достоинства — это навигационные функции, использующие GPS: электронный якорь, автопилот и круиз контроль.
В электромоторах с механическим управлением возникает эффект паразитного силового подруливания, когда поток воды, обтекающий катер, разворачивает подводную часть корпуса с винтом и меняет направление движения. Чтобы компенсировать отклонение от курса, приходится прикладывать большее усилие к педали. Электронное управление не требует усилий для изменения курса, винт разворачивается управляющим электромотором, который, способен преодолевать широкий диапазон действующих на катер сил. Нажимать на педаль сильнее, если вы двигаетесь против течения в этом случае не требуется.
Оба типа лодочных электромоторов обладают своими достоинствами, и Minn Kota создала новый Ultrex, чтобы объединить их. Его конструкция обеспечивает обратную связь от педали и обладает возможностями электронного управления.
Конструкция Minn Kota Ultrex
Лодочный электромотор устанавливают на палубе катера на основание, к которому крепится откидывающаяся рама. Рама поднимается и опускается тросом в пластиковой оболочке 14. При подъеме рамы электромотор опускается в воду, чтобы перевести его в транспортное положение нужно потянуть за трос и уложить раму на основание
Блок педального усилителя 32 установлен на конце рамы 30 и соединен с педальным узлом кабельной сборкой 42, внутри которой находятся тросики 66 и электрические кабеля 68. Это существенное отличие от предыдущих моделей электромоторов с механическим приводом в которых кабельная сборка выходила из головки электромотора, вращалась вместе с ней и могла цепляться за другие предметы.
Штанга вала 22 на одном конце которой закреплена головка электромотора, а на другом подводная часть с винтом, двигается относительно педального усилителя вверх-вниз и вращается вокруг своей оси. Глубина погружения электромотора в воду регулируется вручную втулкой расположенной на штанге вала.
Управляют электромотором с помощью педали или пульта. Покачивание педали относительно основания преобразуется в механические и электрические сигналы. Механические сигналы передаются тросиками, соединенными с педалью и катушкой 102. При наклоне педали один тросик наматываться на катушку, а другой разматываться с нее.
Поступательное движение тросиков вращает катушку, на одном валу с которой установлена шестерня 100, соединенная с редуктором.
Редуктор 90 состоит из шестерен 92 и 94 насаженных на втулку 96. Внутрь втулки вставлена штанга вала 22, которая перемещается в вертикальном направлении. Чтобы передавать штанге вращение на ней сделан паз 98, в который зацепляется выступ с внутренней поверхности втулки.
Датчики 80 и 82, расположенные внутри педали, фиксируют нажатие на нее, определяют движение по отношению к основанию и преобразуют отклонение от горизонтали в электрический сигнал, передаваемый в блок педального усилителя по проводам 68. Сигнал поступает к мотору 106, который вращает шестерню 104, а та в свою очередь шестерню 92 и штангу 22.
Поскольку шестерня 94 соединена с шестерней 100, вращение вала мотора 106 передается барабану 102 и механическое перемещение тросиков поддерживается моментом, создаваемым мотором 106 через привод 90. Тросики наматываются на барабан и заставляют педаль двигаться. Движение педали создает тактильную обратную связь, которая ранее была доступна только в моделях с механическим приводом.