Литий-железо-фосфатные аккумуляторы
Литиевые аккумуляторы для лодочных электромоторов
Литиевые лодочные аккумуляторы получили широкое распространение на катерах в первую очередь благодаря своему небольшому весу. 12-вольтовая батарея 100 Ач весит около 10 кг, в то время как свинцово-кислотная той же емкости более 30 кг. Но не смотря на скромные габариты полезная емкость LiFePO4 аккумулятора в 2-3 раза больше, чем у свинцово-кислотного. Кроме того, он не подвержен сульфатации, допускает циклическое использование и глубокий разряд
Реальные условия эксплуатации аккумуляторов на лодках отличаются от тестовых. Поэтому фактический срок службы АКБ никогда не достигает значений указанных в спецификации производителей. Обычные свинцово-кислотные аккумуляторы выдерживают 150-200 циклов заряда/разряда и выходят из строя задолго до того, как отработают хотя бы половину циклов, полученных на измерительном стенде изготовителя. В тех же условиях литиевые аккумуляторы служат в 3-4 раза дольше
Чем выше заряд свинцово-кислотного аккумулятора, тем меньше должен быть поступающий в него ток. Чтобы не повредить аккумулятор при заряженности в 75-80%, зарядное устройство переключается в режим постоянного напряжения и аккумулятор сам определяет какой ток ему необходим. Этот этап длится от 4 до 8 часов и очень важен для свинцово-кислотных АКБ, однако из-за недостатка времени на лодках им часто пренебрегают. Время зарядки сокращается, но вместе с этим уменьшается и доступная емкость, которая у свинцово-кислотного аккумулятора составляет всего 30-35% от номинальной. Литиевым лодочным аккумуляторам доступно до 80% номинальной емкости. Их можно разряжать до 20% и заряжать до 100%
Потребляемый LiFePO4 аккумулятором ток сохраняется постоянным в течении всего времени зарядки и только в самом конце быстро уменьшается. Поэтому даже если зарядка заканчивается при напряжении 13,8 В- 14,0 В, этап постоянного напряжения может длится всего 10-30 минут. Если увеличить напряжение окончания зарядки до 14,4 Вольт этот этап не понадобится совсем.