Универсальное зарядное устройство

Сульфатация – главный враг лодочных свинцово-кислотных аккумуляторов. Из-за регулярной недозарядки кристаллы сульфата свинца в аккумуляторных пластинах растут, твердеют и распространяются на весь активный материал. Если процесс пошел, то для питания нагрузки владельцу катера сначала приходится запускать двигатель, а затем, вооружившись измерительными приборами, он с удивлением обнаруживает, что емкость у купленных год назад аккумуляторов катастрофически уменьшилась  и их придется менять. Чтобы избежать ненужных расходов, после каждого возвращения на берег аккумуляторы на катере необходимо заряжать до 100%. Это легко сделать если на пирсе есть колонка берегового питания, а на судне установлено бортовое зарядное устройство.

Если стационарного электричества в месте стоянки лодки нет, для зарядки аккумуляторов подойдет небольшая солнечная панель. Чтобы не перезарядить их, ток, отдаваемый панелью при напряжении 14,0 вольт, не должен превышать 0,5% от емкости аккумуляторной батареи. Таким образом на каждые 100 Ач емкости потребуется панель мощностью 3,6 Ватт. Если нагрузка отключена, аккумулятор в хорошем состоянии и в нем нет накоротко замкнутых пластин, солнечная панель будет поддерживать его полностью заряженным неограниченно долго. Затраты на панель окупятся за счет увеличения срока службы аккумуляторов.

Описанный способ зарядки хорошо подходит для свинцово-кислотных батарей, но не годится для литий-железо-фосфатных. Аккумуляторы этого типа чувствительны к перезаряду, поэтому заряжать их напрямую от солнечных панелей нельзя. Между панелью и аккумулятором необходимо установить солнечный контроллер.

Схема подключения зарядного устройства Sterling Power BBS1230

После того как это сделано, лодку с разряженной LiFePO4 батареей на борту можно спокойно оставлять не подключенной к стационарной электрической сети. У литиевых аккумуляторов не бывает сульфатации и их не обязательно заряжать до 100% так же часто как свинцово-кислотные. Наоборот, литиевый аккумулятор служит дольше, если хранится в не полностью заряженном состоянии.

К генератору двигателя так же, как и к солнечным панелям, LiFePO4 аккумулятор подключают через промежуточное устройство. Зарядный DC-DC конвертер ограничивает ток в цепи и устанавливает напряжения зарядки литиевого аккумулятора не зависимо от выходного напряжения генератора.  Поэтому было бы логично, заменить два схожих по назначению устройства одним, работающим с обоими источниками зарядки — генератором двигателя и солнечными панелями. В этом случае подключение окажется проще, а затраты на оборудование меньше. Недавно такое универсальное устройство появилось. Sterling Power BBS1230 – это MPPT солнечный контроллер и DC-DC зарядное в одном корпусе.

Во время движения BBS1230 обеспечивает сервисный аккумулятор током 30 А от генератора двигателя, а на стоянке превращается в 12-вольтовый MPPT контроллер, к которому можно подключить солнечные панели с напряжением холостого хода до 31 Вольт.

В устройстве предусмотрены зарядные профили для жидко-кислотных, кальциевых, гелевых, AGM и LiFePO4 аккумуляторов. Если ни один из 9 предустановленных режимов не подходит, то пользователь может создать свой собственный алгоритм, и установить требуемые напряжения и продолжительность зарядки.

Pricing table with an Table ID of "classic-blue_11" is not defined.

BMS литий-железо-фосфатного аккумулятора может быть встроенной или внешней. Внешние устройства контроля используют на батареях большой емкости и там, где существуют повышенные требования к надежности и безопасности электрической установки. Внешняя BMS умеет управлять установленным на борту оборудованием и отключать его, если параметры литиевых ячеек выходят за допустимые пределы. Но для этого устройства зарядки должны иметь входы, воспринимающие команды от BMS. В Sterling BBS1230 таких входов два, поэтому оно может работать в электрических системах разной сложности, как со встроенными, так и с внешними системами управления аккумуляторами.

Встроенные BMS как правило контролируют только ток и напряжение ячеек, но не отслеживают их температуру. Однако температурный режим сильно влияет на срок службы и безопасность аккумулятора, поэтому на катере температура литиевых батарей никогда не должна отклонятся от температуры окружающего воздуха больше, чем на один – два градуса.

Поскольку встроенная BMS следить за температурой не умеет, это могло бы делать зарядное устройство. Но для свинцово-кислотных и литий-железо-фосфатных аккумуляторов температурная компенсация должна быть настроена по-разному. Датчик, установленный на свинцово-кислотном аккумуляторе, заставляет зарядное повышать или понижать напряжение в зависимости от температуры батареи — чем ниже температура, тем выше напряжение. И наоборот.

Во время зарядки литиевого аккумулятора напряжение не должно изменяться из-за температуры. Поэтому при замене сервисной свинцово-кислотной батареи на литиевую все имеющиеся на катере температурные датчики нужно снять и отключить от зарядных устройств.

Sterling BBS1230 по-разному работает с температурным датчиком в свинцово-кислотном и литиевых режимах зарядки. В свинцово-кислотном устройство изменяет напряжение на 18мВ если температура отклоняется на 1˚ С от 20 ˚С.  Таким образом при температуре 10˚С напряжение увеличится на 0,18 В, а при температуре 30˚ С на эту же величину уменьшится.

В литиевом режиме напряжение остается постоянным независимо от температуры аккумулятора вплоть до 55 ˚С. Как только этот порог будет достигнут устройство отключается. Чтобы не повредить аккумулятор при отрицательных температурах BBS1230 также прекращает зарядку, когда температура батареи опускается до 0˚ С

Sterling BBS1230 – это универсальное зарядное устройство, которое заряжает сервисную аккумуляторную батарею на катере или яхте как во время движения, так и на стоянке и позволяет обойтись без подключения к стационарной электрической сети

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

captcha